Регистрация

Добро пожаловать на Vita: жить с удовольствием!.

If this is your first visit, be sure to check out the FAQ by clicking the link above. You may have to register before you can post: click the register link above to proceed.

  • Как исправить дефекты речи

    Через пару месяцев Андрею исполнится три. Внешне мальчик ничем не отличается от сверстников, за одним исключением — с родителями и няней он общается преимущественно на языке жестов. Современных логопедов такими пациентами не удивишь. В последние годы дети начинают говорить намного позже и гораздо хуже, чем 10—20 лет назад. Специалисты даже предлагают сдвинуть возрастные нормы старта речевого общения с года на два. Интересно, что в большинстве случаев никаких видимых причин задержки речи нет и в помине. Кроме одной: родители и дети стали катастрофически мало общаться друг с другом.



    Почему он молчит?



    Мама Андрея вышла на работу, когда мальчику исполнилось шесть месяцев. Ее место заняла няня. С няни взятки гладки: общаться с подопечным ей особенно некогда: только успевай готовить, кормить, делать влажную уборку, менять памперсы. К тому же здорово выручал телевизор: Андрюша мог подолгу сидеть перед экраном — как раз хватало времени закончить работу по дому, а там уже и родители на пороге. Правда, сил на общение после трудового дня у них обычно не хватало, да и Андрюшу пора было укладывать спать. «Ну, ничего, — вздыхала мать, — в субботу и воскресенье наговоримся».

    Но и в выходные разговор не клеился — мальчик упорно не хотел говорить.

    По мнению ученых, психологов и логопедов, именно сокращение общения в семье — причина №1 задержки развития речи и ее дефектов. Увы, главный собеседник многих дошкольников сегодня — телевизор: 3— 5-летний ребенок «гипнотизирует» экран в среднем 28 часов в неделю. Но даже в меньших дозах просмотр телепрограмм блокирует внимание, перегружает мозг, тормозит развитие всех его зон, включая левую височную — речевой центр. С большим опозданием начинают говорить дети из неполных, неблагополучных и... сверхблагополучных семей, когда в затянувшемся детском молчании виновата чрезмерная опека со стороны немолодых родителей.

    Первенцем в возрасте 35—40 лет сегодня никого не удивишь. С долгожданного чада отец и мать сдувают каждую пылинку, они готовы делать за него все, даже говорить. Речь как инструмент передачи своих желаний такому ребенку не так уж и нужна — его ведь понимают с полувзгляда. Ну а если он еще и левша, добиться от него связных предложений удастся нескоро: у таких людей лучше развито правое полушарие головного мозга, тогда как центры речи и письма сосредоточены в левом. По той же причине, кстати, правополушарные мальчики начинают говорить позже, чем левополушарные девочки.

    А вот у близнецов тормоза развития речи несколько иные. Исследователи пришли к выводу: общаясь сразу с двумя детьми (близняшками), взрослые вынуждены говорить короче и проще, чем в диалоге с одним ребенком. Два собеседника активнее отвечают на реплики партнера, тогда как разговор втроем (высказывание адресовано сразу двум детям) дает возможность выбора — отвечать или нет, меньше «обязывает» к ответу. Если же молчун — не близнец, не левша, не поздний ребенок и не покинутый на попечение телевизора, есть смысл покопаться в прошлом семьи. Предположим, если папа мальчика заговорил в три года, сын вряд ли сделает это раньше. Впрочем, в молчании «от генов» ничего страшного нет. В конце концов дитя разговорится и наверстает упущенное.

    То ли «плач», то ли «плащ»?


    Задержка речи — отнюдь не единственная причина очередей под кабинетом логопеда. Современные дети вообще говорят хуже. Сегодня специалисты диагностируют серьезные нарушения речи у 25—30% четырехлетних детей (в 1970-х годах сложности с дикцией были всего у 4%). Разговор ребенка зачастую напоминает «птичии» язык — произносятся первые слоги, глотаются окончания; меняются местами слоги; теряется разница между некоторыми звуками: вместо «ложка» произносится «рожка» и т. д. В рейтинге самых проблемных звуков лидируют «ж», «ш», «р», «л».

    Что же происходит с речью? Оказывается, чтобы ребенок научился говорить вовремя, выражался четко и разборчиво, нужны:

    а) благополучная беременность его мамы;

    б) роды в срок естественным путем, а не с помощью кесарева сечения;

    в) исключение антибиотиков в первый год жизни. Стрессовая беременность, токсикозы, угроза выкидыша и обвитие шеи малыша пуповиной вполне могут повлиять на качество речи.

    В первые 12—15 месяцев все силы детского организма направлены на стремительный рост, а если малыш не слишком здоров и напичкан лекарствами, его внутренних резервов едва хватает на выполнение «программы роста», запуск речевого аппарата откладывается до лучших времен.

    Сегодня врачи научились выхаживать даже 700-граммовых крох, и это явный прорыв. Однако у многих, родившихся раньше срока, нарушены зрение и слух, хуже развита мелкая моторика, способность ориентироваться в пространстве. Соответственно, по части развития речи они отстают от сверстников. Отдельная история с антибиотиками. По наблюдениям логопедов, прием этих препаратов в первые месяцы жизни может существенно испортить произношение. Кроме того, ранний прием антибиотиков может нарушить восприятие отдельных звуков на слух. Еще один враг четкого произношения — частые отиты, особенно их осложненные формы — так называемые сальпинготиты, нередко они становятся причиной фонетического недоразвития речи, например, неспособности различать шипящие звуки (в слове «плащ» ребенок не слышит последний звук).


    Качество речи во многом зависит от состояния детской психики. На фоне невроза и гиперактивности (проблем с концентрацией внимания, памятью, контролем своих действий) дикция вряд ли будет четкой и разборчивой. Ведь для того, чтобы почувствовать звук, ухватить его, запомнить, важны наблюдательность, слаженность процессов анализа и синтеза в головном мозге и хорошая память.

    Впрочем, неувязки с речью не всегда сопровождают ребенка от рождения. Порой безупречное произношение начинает хромать после определенных ситуаций в жизни. Так, речь одного из пациентов испортилась после возвращения с моря. Малыш не хотел купаться, но родители насильно затаскивали его в воду. Другой мальчик стал заикаться после Нового года. В дверь позвонил Дед Мороз, поздравил семью, вручил подарки, а потом вдруг на глазах у сына отклеил бороду, снял шубу и превратился в папу. Для малыша это был шок (он-то ведь верил, что Дед Мороз — настоящий).


    И напоследок еще одна история о мальчике (кстати, по статистике, нарушения речи у мальчишек и девчонок встречаются в соотношении 60:40). Мама с сыном переходили через дорогу. Вдруг ребенок вырвал руку, побежал и лишь чудом не угодил под колеса. Когда мать спросила: «Что же ты делаешь?», сын, фанат компьютерных игр, невозмутимо ответил: «У меня в запасе осталось еще две жизни». А на следующий день начал заикаться.


    Как «подклеить» разговор



    Известная истина: переучивать всегда сложнее, чем обучать. Поскольку у девочек формирование речи заканчивается к пяти годам, а у мальчиков — к пяти с половиной, родителям стоит позаботиться о том, чтобы к этому возрасту у детей не было никаких проблем с родным языком. Для этого важно:

    ¦ Наполнять жизнь ребенка яркими впечатлениями. Часто для включения речевого аппарата нужна эмоциональная подзарядка. Пример из жизни: девочка, упорно молчавшая до 2-х лет, после поездки на море стала четко произносить не только стандартный для ее возраста набор слов, но и дополнительный, тематический: «краб», «камень», «волна» и другие.

    ¦ Соблюдать режим дня. Для успешной работы нервной системы (от ее состояния во многом зависит качество речи) детям до 5—6-ти лет нужно отдыхать днем, а вечером укладываться в постель не позже 21.00—21.30.

    ¦ Слышать правильную речь. Стоит приобрести диски с записью сказок и стихов, и включать их как фон во время игр или отдыха.

    ¦ Ограничить время пребывания у телевизора и компьютера.

    ¦ Чаще разговаривать с детьми.

    Живое общение с родителями развивают ум, чувства и речь малыша лучше, чем уроки логопеда или занятия с профессиональной гувернанткой. Даже если у ребенка есть серьезные органические нарушения речи, но родители с ним постоянно общаются, он обязательно заговорит.


    Р. S. Если у вас возникли сомнения относительно правильности речи малыша, не затягивайте визит к логопеду.


    © www.vi-ta.ru публикация от 2012/04/10. Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой активной ссылки на источник.
Back to Top