Регистрация

Добро пожаловать на Vita: жить с удовольствием!.

If this is your first visit, be sure to check out the FAQ by clicking the link above. You may have to register before you can post: click the register link above to proceed.

RSS лента

Нервотрепка

Воланд, Фауст и Булгаков - неожиданное открытие...

Оценить эту запись
Цитата Сообщение от Нервотрепка Посмотреть сообщение
У меня есть сейчас счастливая возможность слушать некоторые лекции очень интересных людей... Сегодня я взахлеб просто слушала Андрея Кураева - а все мы помним, что он преподает в МГУ. Андрей Кураев мне всегда был симпатичен, я иногда захаживаю в нашу церковь и каким благословением для меня был приезд диакона)) и его слово Правды. Но я многое бы отдала - чтобы слушать его лекции... и вот сегодня моя мечта сбылась! Итак, предлагаю вам некоторые цитаты и выдержки из его лекции.

ниже мой конспект, который сейчас отредактирую до удобочитаемого, загляните чуть позже)

Во-первых, он был, по обыкновению, в рясе и в круглых очках и свою лекцию он начал очень интересно: "чтобы понять посыл Булгакова, нужно обладать теми знаниями,которыми обладаю я (имея в виду как раз духовное образование) и такие очки, как у Гарри Поттера" итак:

Роман "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков начинает со встречи Берлиоза и Ивана Бездомного , а затем - появился и Воланд, он, представляясь, вместе со своей визиткой сообщил, что прибыл изучить рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского.
Больше нигде ничего в книге про эти рукописи не говорится.

И есть два обстоятельства - то, что Булгаков создал необычный образ сатаны, который почти никогда не врет. Есть здесь авторская провокация - папа римский Сильвестр II, папой был точно в позапрошлый миллениум, у него были враги, но он был очень умным человеком и по Европе стал ходить памфлет -в юности этот будущий Папа служил в еврейской семье - был слугой, в него влюбилась дочка хозяина, и он ее стал шантажировать, что он будет с ней, но при одном условии - укради у отца некую дорогую вещь - и вроде бы этой вещью была книга заклинаний. А самое интересное - то, что в миру этого будущего Папу Римского звали.... правильно, Герберт Аврилакский! Это потом уже Римский Папа получает другое, церковное имя - в данном случае, Сильвестр II. Это первый в истории европейский Фауст. Фауст - это тот, кто вступает в сговор с дьяволом ради любви, а не ради выгод.

Воланд интересуется последним Фаустом - а это Мастер.

Во всем рассказе про Понтия Пилата и Иешуа - ни разу не используется слово "распятие" и "крест", а в московских главах романа - крест есть.

Прведем параллель, и вспомним оперу "Фауст" Гуно. В либретто - Фауст влюбляется в Маргариту и ему надо, чтобы Мастер устранил брата Маргариты, он входит в таверну и оскорбляет сестру, брат взвивается, и тут его шпага разлетелась на куски, обломок шпаги переворачивается эфесом вверх - крест. В романе есть тоже есть шпага эфесом вверх и Воланд его не боится.

В московских главах - в финальной сцене - кресты на кладбище...

Буфетчик из варьете приходит поменять фантики на деньги,и он перекрестил беретку, которая превратилась в черного котенка.

Почему свита Воланда так реагирует на крест... Он им крайне неприятен. У Флоренского агрессивность - самая не агрессивная - это скульптура, самая пластичная - музыка, каждый слышит и каждый вкладывает свой смысл в нее, кино менее агрессивно, чем книга..

Отношения Мастера и Маргариты со стороны Маргариты не есть любовью. Помните, когда Маргарита тоскует по Мастеру и идет по Москве, присела затем на скамеечку, к ней приставал мужчина - она его отшивает, а потом подумала - а зачем?

Маргарита настроена на поиск любовных приключений. На балу у сатаны Маргарита принимает гостей - к ней подходит Фрида, - у нее был малыш и она сама убила его, а у Маргариты нет детей и она говорит: " а вы напейтесь и все забудьте".

Затем Мастер появляется, и перед этим - Маргарита просит сатану - я прошу, я требую, чтобы мне вернули моего любовника. Анонимность в глазах важна - ей он был нужен только как любовник.

В мире сатаны требуется духовная нечистота. Во сне Маргарита тащит упирающегося Мастера.

Роман - игра, а для Булгакова, как пишет его жена в своем дневнике в марте 40-го года, он просит ее принести рукопись и отдает ее со словами "пусть знают" и долго крестил меня и роман...

За полгода до этого - Булгаков говорил: отрекаюсь от всего, от Бога, от романа и просил пистолет застрелиться, хотя боли еще были не сильны.

Для понимания сюжета романа - "Роковые яйца" и "Собачье сердце" - бунт созданий против Создателя. И Воланд говорит - вот персонаж, которого ты создал...

Кто из персонажей московского романа является автором романа о Понтии Пилата?

трижды эти главы - появляются, но понять, от чьего лица ведется повествование о главах с Понтием Пилате - вроде бы не понятно...

Немного из истории рукописи - до 33 года Мастера в романе не было, и весь рассказ велся от имени Воланда, и функции свидетеля и рассказчика расходятся.
Люди совершеннее, чем ангелы - потому что у ангелов нет твворчества. Ангел - как почтальон, просто - доставить, а написать письмо он не может - нет дара творчества. У человека есть душа, дух, теле и у человека есть дар творчества. падшим ангелам нужны медиаторы.

Булгаков счел нужным развести две эти функции. отношения Воланда и Мастера - вроде они не знакомы, но именно Воланд вытаскивает мастера из психушки. Когда Иванушка в психиатрической больнице рассказывает сон, то Мастер говорит - а, Воланд и не то еще может..

Воланд дает Мастеру свободу, интуицию, и... Маргариту (она пришла от Воланда). Маргарита не муза, но...

Фауст - мужество, геройство и союз с сатаной. Булгаков расщепляет эти два качества - Маргарита и Мастер - роль Маргариты - заставить Мастера выдать в мир людей. Она разносит его рукопись по редакциям и вся судьба Мастера на этом рушится и заканчивается.

Берлиоз-редактор журнала "Богомолец". И когда Иван Бездомный и Берлиоз спорят, то оказывается, что Берлиоз заказал Иванушке стишата, которые надо было разместить под изображением Христа. Я почел бы за честь сотрудничать с вашим журналом Богомолец. - говорит Воланд, а затем - в тебя столько вложено, а ты мою точку зрения на Иисуса не рассказал...


Хорошо или плохо заканчив роман?

Нет персонажей, к которым Булгаков относился бы хорошо. Иешуа заискивающе улыбнулся, шмыгнул носом... - это опускает его.
У Воланда разноцветные зрачки - (Булгаков - врач-сифилитолог, и это признак нелеченного сифилиса!!!) Маргарита сразу же характеризуется как ведьма.

Как заканчивется роман?

Он заслужил покой, он не заслужил света... Иешуа - это создание Воланда,как и все персонажи.

Домик в вишневом саду с витражами... никто из Фаустов никогда так мало не получал от Воланда...

В романе везде - фальсификат - ты подобно Фаусту будешь корпеть, создавая гомункулуса - он создан в мире идей и не имеет плоти... Сможет ли Мастер создать Гомункулуса? Нет. Он не может дать ему телесности. Мастер - фауст ли это, но цветные стекла ... что значат они?

витражи становятся источником мрака, а в солнечный день - источник радости и света.
От витражей фауста тошнило, чернильница с гусиным пером, она будет царапать совесть мастера, друзей у него нет... цветущий вишневый сад, но у каждого из нас есть свой календарь - горькая зарубка на сердце- когда цветут вишни - в мае, действие романа происходит весной и все герои хотят чего-то забыть... май - маяться... вечно цветущий майский сад - значит, никогда не плодоносит - Маргарита без детей, мастер - без таланта

Есть такой прием, методика - доведение до абсурда, ты временно соглашаешься с собеседником, принимаешь все негативное отношение... Поэтому - предположим, что вы правы...

и, в заключение:

Виктор Цой: Если есть стадо - есть пастух,
Если есть тело - должен быть дух,
Если есть шаг - должен быть след,
Если есть тьма -
должен быть свет...


Николай Бердяев сказал: - безумное могущество зла доказывает, что Бог есть...

короче, томик Михаила Булгакова уже на моем столе и я начинаю перечитывать его еще раз...
отсюда: http://www.vi-ta.ru/showthread.php?t=12773
Категории
Без категории

Комментарии

Back to Top